Фрагмент для ознакомления
2
1. Базовые понятия теории коммуникации. (стр. 11-21)
1.1. Назовите объект и предмет теории коммуникации.
Предметом теории коммуникации является всеобщее в природных, социальных и технических системах обмена информацией. Эта теория рассматривает универсальную модель коммуникативного процесса, определяет его составляющие, выявляет общие закономерности коммуникативных процессов в различных областях действительности. Изучает особенности общения, взаимодействия, воздействия и влияние оценочного фактора, характерного для данной сферы знаний.
Объектом лингвистической теории коммуникации выступают различные виды коммуникации. Субъект - человек говорящий.
1.2. Что общего и различного содержится в понятиях «коммуникация», «общение», «речевая деятельность».
Коммуникация – общий термин, обозначает средство информации, а также процессы её передачи и воздействия. Является синонимом слову «связь». Главная функция – передача информации.
Термин «коммуникация» нередко отождествляется с термином «общение». Они равноправны этимологически и семантически. Общим является их соотнесенность с процессами передачи информации, обмена и связь с языком как средством передачи информации. Передача информации в пространстве и времени осуществляется чаще всего в неязыковых формах (невербальные сигналы и материальные носители культуры), а вербальные сообщения составляют небольшую часть информационного обмена в обществе. Таким образом, самым общим понятием становится коммуникация, а более узким, обозначающим информационный обмен в обществе на вербальном уровне, - общение. За общением закреплена характеристика межличностного взаимодействия людей в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности при помощи языка. В коммуникации главным является информационный обмен в обществе по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств как в межличностном, так и в массовом общении.
Под речевой деятельностью принято понимать систему мотивированных речевых действий участников коммуникации в социально значимых ситуациях. Она включает в себя четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Так как говорение и письмо требуют творческих усилий при порождении, их классифицируют как активные виды речевой деятельности, а слушание и чтение - как репродуктивные. Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме; механизмы декодирования, соответственно, при слушании и чтении. При говорении и слушании участник коммуникации оперирует акустическими сигналами, а при письме и чтении - графическими знаками. Все четыре вида деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.
1.3. Назовите типы коммуникации и их признаки.
Коммуникация может быть вербальной и невербальной. В свою очередь, вербальная коммуникация имеет устную и письменную формы.
Виды коммуникации определяются по ряду признаков.
а) условия коммуникации:
- прямая, или непосредственная, коммуникация с активной обратной связью (диалог) или с отсроченной обратной связью (например, письменное распоряжение, сообщение по радио);
- опосредованная коммуникация (выступление на телевидении, в СМИ).
б) количество участников: монолог, диалог, полилог.
в) цель коммуникации: информирование, убеждение (включая побуждение, объяснение и т. д., вплоть до дестабилизации через угрозу или агрессию), развлечение.
г) характер ситуации: деловая коммуникация (доклад, лекция, дискуссия); публичная коммуникация (СМИ, митинг, собрание); бытовая коммуникация (болтовня, светские разговоры, чат как вид письменной коммуникации и т. д.).
1.4. Кто такие коммуниканты? Как влияют на успешность коммуникации интересы коммуникантов?
Коммуниканты – это общающиеся между собой люди. В процессе их общения информация движется по направлению друг к другу; она формируется, уточняется с учетом ориентировки на партнера. В процессе обмена информацией происходит коммуникативное воздействие на поведение партнера. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией проявляется лишь тогда, когда адресант, направляющий информацию, и адресат, принимающий ее, обладают единой или сходной, согласованной системой кодирования и декодирования сообщений. Коммуникация возможна лишь при несовпадении или при неполном совпадении информационных потенциалов участников коммуникативного взаимодействия.
2. Основные концепции в теории коммуникации. (стр. 26-38)
2.1. Составьте схему, отражающую основные коммуникативные теории, подходы к изучению коммуникации, модели коммуникации.
3. Коммуникативный процесс. (стр. 41-52)
3.1. Назовите основные элементы коммуникативного процесса.
Отправитель сообщения (адресант), получатель (адресат), само сообщение, канал коммуникации, обратная связь.
3.2. Какие требования предъявляются к отправителю и получателю сообщения?
Отправитель сообщения может быть представлен отдельным индивидом, группой людей, общественным институтом (учреждение, фирма, общественная организация
и др.). Результат интерпретации посылаемого сообщения зависит от ряда факторов, среди которых наиболее значимыми являются социальный статус, надежность и квалификация адресанта, влияющие на степень доверия аудитории к информации.
По-особому функционирует получатель (адресат), которому адресовано сообщение. На момент времени, когда сигнал только должен поступить из канала связи, получатель не знает точно, какая составная часть алфавита кодирования поступит от источника. Таким образом, получатель находится в состоянии неопределенности в отношении вероятности предстоящего события.
3.3. Как происходит кодирование и декодирование информации в процессе общения?
Источником сообщения является какое-либо событие. Оно должно быть важным для тех, кому адресуется. Так, средства массовой информации (радио, газеты, телевидение) оповещают о необычных событиях: скандалах, катастрофах, военных конфликтах. Для того чтобы быть переданным, сообщение «упаковывается» в форму, удобную для пересылки по каналам связи, кодируется. Содержание сообщения о происшедшем событии преобразуется кодировщиком (человеком или машиной), формирующим сигналы, в которых сообщение «упрятывается». В канале связи могут появиться посторонние сигналы, имеющие ту же природу, что и полезный сигнал; они создают помехи, «зашумляют» канал связи. Это
Показать больше