Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Государство и право как социальный институт существовали не всегда. Если «естественное» общество возникает вместе с появлением древнего человека около 2 млн. лет назад, а «гражданское» общество – с появлением человека современного типа примерно 40 тыс. лет назад, то впервые государство и право возникли в Египте не позднее 5 тыс. лет назад. Длительное время общество обходилось без государства и права.
Возникновение государства и права было следствием действия закона возрастающего разнообразия деятельности людей, которые преследуют цели реализации своих разнообразных потребностей. Возрастающее многообразие потребностей и форм деятельности требовало их интеграции и регуляции. Так, на смену примитивным формам организации и регуляции жизни человека, каким было первобытное стадо, род, племя, союз племен, приходили более совершенные и сложные. Ими стали государство и право.
Государство - продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые (уникальные) возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.
Государство - исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.
Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений.
Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).
Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором.
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы, то есть государственной власти.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с социальным назначением государства.
Предмет исследования – особенности социального государства.
Цель данной работы – комплексное исследование социального государства: понятия и сущности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)изучить понятие и признаки государства;
2)рассмотреть понятие и функции социального государства;
3)исследовать модели и принципы социального государства;
4)определить особенности государства как социального института;
5)рассмотреть проблемы становления социального государства в России.
Методологическую основу составляет диалектический метод познания. Также применялись общенаучные и частные научные методы: анализ, синтез, системный подход, метод определения и деления понятий, грамматический, исторический и сравнительно-правовой.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика социального государства
1.1.Понятие и признаки государства
Проблемы понимания государства, его отличительных особенностей и содержания в теории государства и права являются чрезмерно важными в связи с той большой ролью, которая отводится государству на современном этапе развития общества.
В российской правовой литературе понятие государства принято раскрывать путем описания его признаков. Государство – это политическая организация общества, призванная обеспечить его целостность и единство, осуществляемая при помощи системы государственного управления общественными делами, независимую публичную власть, придающая праву общеобязательность, гарантирующая гражданские права и свободы, правопорядок и законность .
Данное определение предусматривает общее понятие государства, к тому же, больше подходит современному типу государства. Государство исполняет социально важные функции, обеспечивает его целостность и единство, управляет наиболее важными делами общества. Одновременно государство, в особенности являющееся правовым, должно гарантировать гражданские права и свободы, поддерживать режим законности и гуманный общественный правопорядок.
К характерным признакам государства относятся:
1) государство в рамках границ собственной территории является единственным официальным представителем общества и народа, объединенного по принципу гражданства;
2) независимость, под которой следует понимать свойственное государству верховенство на всей территории; самостоятельность при вступлении в международные правоотношения и общении с другими странами;
3) государство издает законы и акты подзаконного характера, имеющие юридическую силу и включающие в себя правовые нормы. Те либо другие общественные объединения имеют право принимать решения, являющиеся обязательными для всех подразделений и участников, которые находятся внутри организации, тогда как государственные законы обладают общеобязательным характером для всех без исключения лиц: государственных органов власти, местных органов самоуправления, должностных лиц, граждан. Необходимо заметить, что законотворчество являются исключительной прерогативой самого государства;
4) государство – это сложный аппарат социального управления, управления различными социальными сферами и процессами, включающий в себя систему органов государства, материальных средств, которые требуются для выполнения намеченных функций и задач;
Отличительные особенности органов, формирующих аппарат государства, заключается в государственно-властном характере их компетенции, что непосредственно связано с обязательным закреплением на нормативном уровне процедуры формирования и деятельности данных органов, основанном на возможности издавать юридические акты и охранять их от нарушения.
5) наличие налогообложения и системы займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения;
6) государство является единственной организацией во всей политической системе, у которой имеются правоохранительные органы (полиция, суд, прокуратура), призванные стоять на страже правопорядка и законности;
7) только в государстве имеются вооруженные силы и органы безопасности, призванные обеспечить обороноспособность, безопасность, территориальную целостность и независимость;
8) универсальность власти государства предполагает, что власть подлежит распространению на всех, кто находится на государственной территории;
9) еще одним признаком государства является тесное взаимодействие государства и права, представляющее из себя духовно и экономически связанное отражение государственной воли общества.
Взаимная ответственность государства и личности – обязательный признак каждого государства, которое считает себя правовым. В недемократических странах, как правило, существует только ответственность гражданина перед государством. Оно предоставляет гражданину права и свободы, формирует его правовой статус. В правовом государстве, наоборот, в приоритет ответственность органов государства и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на права, свободы и законные интересы. Обязанности установлены в нормах конституции. К обязанности любого гражданина следует отнести соблюдение законодательных норм. Правовое государство также имеет определенный комплекс обязанностей перед собственными гражданами.
Ответственность гражданина перед государством нами воспринимается как должное и само собой разумеющееся. В том случае, если человек нарушил закон (к примеру, не уплатил вовремя налоги, пересек проезжую часть на красный сигнал светофора, совершил кражу), государство привлекает его к юридической ответственности. Между тем, много ли случаев можно вспомнить, когда личность была способна призвать государство к ответственности за нарушение норм права .
В правовом государстве имеется взаимная и двусторонняя ответственность: гражданин отвечает перед государством, тогда как государство, в свою очередь, обязано нести ответственность перед гражданином при неисполнении либо ненадлежащем исполнении лежащих на нем обязанностей либо злоупотреблении предоставленными правами.
Российской Федерации в настоящее время отведена главная роль в утверждении свободы и демократии, гражданского мира и стабильности, согласия народов и сотрудничества стран в продолжении демократических реформ и переходе к цивилизованному обществу.
Успешное практическое претворение данных целей в жизнь неизбежно связано с осуществлением задач формирования государства, обеспечения эффективности всех государственных институтов власти в РФ, наведения порядка в государстве.
1.2.Понятие и функции социального государства
Социальное государство является новой стадией в развитии государства, которая стала возможной при наличии у государства необходимых ресурсов для обеспечения реальной ответственности за судьбу обществу, а также каждого конкретного гражданина.
Социальное государство представляет из себя тип государства, стремящийся сформировать каждому гражданину максимальные благоприятные условия для существования, практической реализации собственных индивидуальных талантов и способностей, а также обеспечить высокий уровень защиты в социальной сфере.
Несомненно, не все государства можно отнести к категории социальных, а только те, где подавляющее большинство населения достигло высокого уровня жизни, а также душевого потребления услуг и товаров.
Базовой категорией при определении социального государства признается понятие социальной справедливости, под которой следует понимать как понятие о должном, которое включает в себя требование соответствия деяния и воздаяния. В частности, соответствия комплекса прав и обязанностей, труда и соответствующего вознаграждения, заслуг и их признания, преступного деяния и наказания, соответствия роли разных социальных слоев, индивидов и групп в общественной жизни и их социального статуса в нем.
Уполномоченным на подобное распределение и считается социальное государство, исполняющее в обществе функции механизма обеспечения социальной справедливости. Следовательно, реализация данной функции представляется основным признаком социального государства .
К иным особенностям социального государства следует отнести следующие характерные признаки:
1) социальное государство должно являться правовым государством, где право устанавливает не только бытие личности и общества, но и функционирование государства, его внутреннее устройство и организацию;
2) основной внутренней политики социального государства должны выступать его социальные функции, система практической реализации которых должен обладать эффективным характером;
3) теория социального государства на современном этапе развития основана на том, что в экономике главная роль отводится государству в качестве гаранта справедливого распределения материальных благ и национального продукта;
4) социальное государство должно обладать эффективным законодательством в социальной сфере в качестве нормативной базы осуществления социальной политики (в сущности, характеристика национального законодательства и итогов его использования дает возможность говорить о степени «социализации» государства и осуществляемой им политики .
Количественными показателями эффективности государства на социальной основе зачастую выступают:
1) уровень бедности;
2) относительный эффект программ в социальной сфере на уровень бедности;
3) смертность детей;
4) доля ВВП на расходы, непосредственно связанными на программы в социальной сфере;
5) состояние безработицы.
Среди примеров практической реализации идеала социального государства на современном этапе развития, как правило, являются государства Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Нидерланды, Финляндию, Швейцарию, Канаду, Бельгию, а в определенных случаях Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.
Если говорить о функциях социального государства, необходимо принимать во внимание следующие показатели:
1) ему характерны все традиционные функции, определенные его природой государства как такового;
2) на содержание всех функций социального государства накладывает отпечаток его общее социальное предназначение, т.е. традиционные функции как бы преломляются сквозь призму целей и задач социального государства, и в данном плане можно говорить о наличии у него общей функции социального характера, т.е. общем социальном предназначении;
3) в пределах общей социальной функции можно определить специальные направления деятельности государства на социальной основе. К ним, в частности, следует отнести:
- поддержку социально незащищенных категорий населения;
- охрана здоровья и труда людей;
- поддержка материнства, семьи, детства и отцовства;
-сглаживание социального неравенства при помощи перераспределения доходов между разными социальными слоями посредством проведения налогового обложения, специальных программ в социальной сфере, а также государственного бюджета;
- поощрение благотворительной деятельности (в частности, при помощи предоставления льгот в налоговой сфере структурам предпринимательства, которые осуществляют благотворительность);
- финансирование и поддержка основополагающих научных программ и культурных исследований;
-борьба с состоянием безработицы, обеспечение занятости населения в трудовой сфере, а также выплата пособий по безработице;
- поиск баланса между свободной системой рыночной экономики и мерой государственного влияния на ее развитие для того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни граждан;
-участие в практической реализации социальных, экологических и культурных программ на межгосударственной основе, решение общих проблем человечества;
- забота о сохранении мира в обществе .
Конституция РФ отмечает, что в стране преобладает принцип социальности государства: РФ является социальным государством, основная политика которого прямо направлена на формирование условий, которые обеспечивают достойный уровень жизни и свободное человеческое развитие. В РФ охраняются здоровье и труд людей, регламентируется гарантированный минимальный размер трудовой оплаты, обеспечивается поддержка семьи, детства, материнства и отцовства со стороны государства, пожилых граждан и инвалидов, развивается механизм социальных служб, формируется система государственных пособий, пенсий и других гарантий социальной защиты .
Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, демографической, реабилитационной и др.
Экономическая функция социального обеспечения состоит в замещении заработка (содержания либо дохода), утерянного по причине наступления определенного возраста, нетрудоспособности либо потере кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов в случае наступления определенных обстоятельств в жизни; оказании минимальной натуральной либо денежной помощи малоимущим гражданам.
Политическая функция социального обеспечения позволяет поддерживать социальную стабильность в обществе, где существуют значительные отличия в уровне жизни разных слоев населения.
Демографическая функция предназначена восстановить общественный статус нетрудоспособных граждан и иных социально слабых категорий населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества .
Удовлетворение потребностей граждан в социальной сфере может быть осуществлено при помощи:
- назначения соответствующих денежных выплат (пособий, компенсаций, пенсий) на безэквивалентной, но нормированной основе или вне зависимости от трудовой деятельности и уплаты взносов;
- оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в рамках минимальных социальных стандартом государства, а сверх них – по тарифам на льготной основе;
- предоставление льгот на возмездной основе.
Показать больше