Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социальное предпринимательство - это бизнес, нацеленный на решение социальных, культурных или экологических проблем. Его отличие от благотворительности заключается в ориентированности на прибыль, а от классического предпринимательства — в том, что прибыль служит инструментом для достижения социальных и культурных целей, для получения «социальной отдачи».
Историческими прообразами современного социального предпринимательства можно назвать деятельность Флоренс Найтингейл (основательница первого училища для медсестер), Роберта Оуэна (основатель кооперативного движения) или Иоанна Кронштадтского (основатель домов трудолюбия, в которых любой нуждающийся мог получить работу и приют).
Термин «социальное предпринимательство» стал появляться в 1960-70-х годах в англоязычных экономических работах, посвященных теме социальных изменений. Широко популяризировал это явление в его современном виде американский бизнес-консультант Билл Дрейтон в восьмидесятые. В 1980 году он основал фонд Ashoka («Ашока») — первую организацию по поиску и поддержке социальных предпринимателей по всему миру.
Дни предпринимательства в Югре — ежегодное событие, приуроченное ко Дню российского предпринимательства. Цель проекта — популяризировать предпринимательскую деятельность среди югорчан и показать роль малого и среднего бизнеса в экономике региона.
Дни предпринимательства Югры пройдут в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» под девизом #МыРаботаем.
Неделю на территории округа будут организованы круглые столы, встречи, консультации, презентации и промо-акции. Например, для самозанятых, действующих предпринимателей и представителей креативных индустрий пройдут вебинары по антикризисному управлению и маркетингу. Югорчане узнают актуальные тренды на рынке, а также выгодные сферы для открытия бизнеса.
Помимо обучающих программ, пройдут очные консультации по мерам поддержки предпринимателей. Желающие открыть свое дело смогут бесплатно зарегистрировать бизнес в Фонде «Мой Бизнес».
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в современном мире на социальном бизнесе лежит важная для общества функция — он создает рабочие места для социально незащищенных групп населения: пенсионеров, людей с инвалидностью, выпускников детских домов, матерей-одиночек..
Объект курсовой работы – социальное предпринимательство.
Предмет курсовой работы – региональные особенности развития социального предпринимательства.
Цель написания курсовой работы – изучить теоретические аспекты социального предпринимательства и рассмотреть региональные особенности развития социального предпринимательства в Югре.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи, как:
- рассмотреть теоретические основы социального предпринимательства, в том числе сущность социального предпринимательства, взаимодействие государства и бизнеса в социальной ответственности, принципы осуществления социального бизнеса;
- рассмотреть региональные особенности социального предпринимательства в Югре, в том числе в условиях новых биологических угроз.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность социального предпринимательства
Организационно социальный бизнес — это обычное коммерческое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Деятельность заключается в предоставлении товаров и услуг в социально значимых сферах — например, производство средств реабилитации для инвалидов или создание образовательных программ для пенсионеров. Тут все ограничено лишь фантазией и предприимчивостью авторов бизнес-идеи.
Понятие «социальное предпринимательство» закреплено на законодательном уровне. Согласно 245-ФЗ от 26 июля 2019 года, под этим термином понимается «предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества». А «субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства», называется «социальным предприятием».
Тем же законом предусмотрено оказание поддержки со стороны государственных органов за счет бюджетных ассигнований. Для учета и поддержки социальных предприятий власти субъектов РФ вносят их в специальные региональные реестры.
Переписывают российских социальных предпринимателей и частные фонды. Например, существует каталог «Социальное предпринимательство России». Он ведется Фондом развития медиапроектов и социальных программ Gladway с 2014 года. Его задачи — поиск и распространение наиболее успешных практик, создание условий для поддержки и продвижения проектов социальных предпринимателей.
Единого определения социального предпринимательства нет. Одно из наиболее верных: это предпринимательская деятельность, направленная на смягчение либо решение социальных проблем. Это устойчивый, как минимум безубыточный бизнес, практически всегда инновационный. Основатель фонда «Ашока» Билл Дрейтон, который распространил понятие социального предпринимательства оперирует понятием «социальный предприниматель». Это человек, который изменяет среду вокруг себя. Наверное, тут есть особый смысл. Явление эволюционирует настолько стремительно, что ученые даже не успевают детально изучить его. Логично, что вместо того, чтобы искать итоговый термин, лучше выявить закономерности, которые помогут явлению развиваться.
«Лакмусовой бумажкой» отношения проекта к категории социального предпринимательства является честный ответ основателя на вопросы — зачем и почему он его создал. Сменит ли человек, который сегодня, скажем, занимается домами престарелых, направление, если завтра появится госпрограмма поддержки, к примеру, приютов для бездомных животных с большим бюджетом? Или он будет продолжать работу над проектом, пока не решит проблему? Если переключится, то это скорее бизнес в социальной сфере. Такая деятельность хорошая, правильная и нужная, но это не социальное предпринимательство.
Что касается отличия именно от благотворительной деятельности, то внутри социального предпринимательства моторчиком работает экономический механизм, позволяющий проекту стоять на ногах без постоянного дотирования со стороны доноров.
Так независимый эксперт премии +1 «Визионеры. Управление изменениями» Ольга Рябова описывает портрет современного социального предпринимателя так: «Это обязательно человек с горящими глазами, большим и беспокойным сердцем. Когда с ним общаешься — чувствуешь, как он светится, заряжаешься от него энергией. Человек с искрой, идеей, болью — личной или связанной с его окружением. Плохой человек, по моему убеждению, не может быть социальным предпринимателем».
Мировые эксперты по предпринимательству часто оперируют понятием «трех F» — friends, family, fools. Это люди, которые поверили в тебя и твою идею и вложились финансово. «Fools» условное название. Они своего рода визионеры, готовые поддержать идею, которая на первый взгляд кажется нереализуемой.
Существуют различные конкурсы и гранты. Однако, грантовые средства создают иллюзию легких денег. Многим кажется, что главное — грамотно составить заявку и красиво все оформить. На деле многие проекты сталкиваются со сложной и трудоемкой системой отчетности. Часть основателей проектов впоследствии считает, что подготовка и предоставление необходимых документов обходится дороже, чем полученные деньги.
Стоит изначально понять, что гонка за грантами — палка о двух концах. Гранты не бесплатны. Они стоят времени, иногда, кстати, и дополнительных денег, нервов, эмоций, возможно, определенных ограничений в свободе развития проекта — если грантовые деньги выделены на определенные цели. Знаю немало ситуаций, когда грантовые деньги очень помогли. Однако не меньше случаев, когда сознательный отказ от подачи на грант позволил придать проекту новый виток в развитии. Главное здесь — это идея. Деньги — лишь один из возможных источников ее реализации.
Если традиционные предприниматели, как правило, оценивают успешность своей деятельности, ориентируясь на прибыль, выручку (объём продаж) или стоимость акций, то для социального предпринимателя главным критерием успешности становится «социальная отдача». Прибыль может приниматься во внимание, но не как самоцель, а как средство для дальнейшего продвижения к достижению социальных целей. Социальное предпринимательство — это когда бизнес работает на достижение какой-то благородной цели, но он автономен и может обеспечивать себя сам.
Федеральным законом 26.07.2019 № 245-ФЗ были введены поправки в статью 24.1 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства» Федерального закона 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данная поправка впервые вводит официальные определения для «социального предпринимательства» и «социального предприятия», а также определяет основные категории компаний отнесения к социальной сфере.
Иметь такой статус можно, но при определенном условии – подходить хотя бы под одну из перечисленных категорий:
1) Компании, который помогают получить статус работающего некоторым категориям населения, преимущественно, незащищенным слоям: инвалидам, детдомовским детям, матери-одиночке, малоимущему, который нуждается в соц.поддержке и так далее. Доля таких работников от общего штата – не менее 50% (но не менее 2 человек), а фонд оплаты труда – не менее 25%;
2) Компании, которые продают продукцию и оказывают услуги. Но, при этом, оказывать услуги могут преимущественно социально уязвимая группа населения, равно, как и производить продукцию;
3) Компании, производящие определенные товары, работы и услуги для нуждающихся в соц. поддержке;
4) Компании, занимающиеся определенными видами деятельности, направленными на достижение общественно полезных целей и способствующими решению социальных проблем общества.
Для 2, 3 и 4 категорий обязательно одновременное соответствие требованиям: доля доходов от осуществления деятельности по итогам предыдущего календарного года должна составлять не менее пятидесяти процентов в общем объеме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства, а доля полученной субъектом малого или среднего предпринимательства чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности в текущем календарном году, должна составлять не менее пятидесяти процентов от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год).
Социальным предпринимательством не может являться деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров, а также по добыче и (или) реализации полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
1.2 Взаимодействие государства и бизнеса в обеспечении социальной ответственности перед слабозащищенными категориями граждан
Власть и бизнес единое целое, которое не может существовать друг без друга. Бизнес обеспечивает пополнение бюджета, а власть регулирует и направляет составляющие бизнеса. Бизнес, направленный на помощь соц. незащищенной категории населения, на особом контроле у государства, компании и предприниматели всячески поддерживаются, им оказывают льготы, предоставляют различные дотации и так далее. В общем, делают все, чтобы такой бизнес процветал и развивался.
Большое влияние имеет трансформация, в особенности на ситуацию страны и ее отдельных регионах. Вероятно, поэтому можно наблюдать существенные различия по многим показателям в разных регионах, в том числе и в характере взаимоотношений власти и бизнеса. Одним из наиболее существенных факторов, определяющих степень здоровья общества и его нормальное, лишенное срывов и катаклизмов развитие, является уровень достигнутой им социальной стабильности и способность сохранять ее неопределенно долгое время. Данный фактор для России, находящейся на пике трансформации общественно-политической системы является очень значительным и важным. А уровень существующего социального неравенства и проблемы экономического развития, находящиеся в стадии решения, объясняют постоянное присутствие чувства угрозы и незащищенности, а также утраты состояния равновесия, которое уже достигнуто к настоящему времени.
Стоит отметить, что существование положительных отношений между властью и бизнесом в регионе влияет как на факторы политические, так и на социальные и экономические, а также на развитие региона в целом. Проблема взаимодействия бизнеса и власти охватывает не только вопросы относительно деятельности властей по выстраиванию отношений с бизнесом в своих интересах, но и вопросы, касающиеся лоббистской деятельности бизнеса. Если лоббистская деятельность бизнеса подразумевает одностороннее влияние на власть, то взаимодействие является двусторонним процессом влияния бизнеса и власти друг на друга, в силу чего его изучение носит более разносторонний характер. Кроме того, что не менее важно, изучение взаимодействия бизнеса и власти позволяет оценить разнообразные формы их сотрудничества с точки зрения продуктивности.
Выделяют два вида ресурсов влияния государства, среди которых административные и экономические ресурсы. Так, к административным ресурсам могут быть отнесены регламентируемые законодательством полномочия власти. Экономические ресурсы власти определяются экономическим потенциалом региона, степенью контроля, установленного властью над экономикой подведомственной территории, а также бизнес и власть стратегиями, которые вырабатывает региональная власть. К значимым экономическим ресурсам региональной власти, позволяющим ей влиять на бизнес, можно отнести: предоставление налоговых льгот, государственный и социальный заказ, обеспечение различного рода преференций. Используя экономические ресурсы, власть может создавать более или менее благоприятные условия развития «близким» к ней экономическим структурам.
Крайне важным моментом в случае изучения взаимоотношений бизнеса и власти является правильное понимание того, что имеется в виду под словом «бизнес» и «власть». Федеральный закон №209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает два основных критерия, по которым индивидуального предпринимателя или организацию можно будет причислить к малому или среднему бизнесу. Первый –средняя численность работников за предшествующий календарный год. Согласно названному закону выделяются следующий группы:
• к малому бизнесу относятся организации и индивидуальные предприниматели с численностью работников не более 100 человек;
• к среднему – не более 250 работников,
• к микропредприятиям не более 15 работников.
Второй критерий, который установило Правительство РФ, зависит от максимального объема выручки от реализации без учета НДС и (или) балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года №556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
• микропредприятия – 60 млн. рублей;
• малые предприятия – 400 млн. рублей;
• средние предприятия –1000 млн. рублей.
Сегодня существуют 2 стратегии в компаниях Российской Федерации – либо полностью обособленное от государства, либо близкое сотрудничество с государством на всех уровнях. При слабом развитии государственной власти такие стратегии приведут к всплеску развития теневой экономики, либо наоборот к полной приватизации компаний государством.
В любом случае результатом будет кризис бюджета, а также резкие социальные и политические потрясения, приводящие к призывам необходимости «сильной руки» в бизнес-сообществе. Однако, чем меньше политической конкуренции и чем слабее механизмы демократического контроля, консолидация государства переходит в «бюрократическую консолидацию», сопровождаемую новыми возможностями для неформального «захвата бизнеса» со стороны властей. Тем не менее, высокая степень открытости экономики и неоднородность политических факторов позволяет обеспечить бизнес широким спектром возможных стратегий для взаимодействия с государством. Стратегии изоляции со стороны государства в настоящее время демонстрируют свою неэффективность, а стратегии сотрудничества, с другой стороны, в настоящее время, кажутся, более эффективными, при переходе от традиционного лоббирования интересов частных лиц и узких кругов, к более рациональным и коллективным действиям, направленным на обеспечение необходимых условий для устойчивого экономического развития.
Также стоит отметить, что взаимодействие власти и крупного капитала происходит скорее на федеральном, нежели на региональном уровне, где городские чиновники практически не имеют средств воздействия на представителей крупного и среднего бизнеса, которые нередко объединяются в такие сетевые общественные организации как Торгово-промышленные палаты, Российский союз промышленников и предпринимателей и другие посредством вступления в их региональные отделения.
Под понятием «власть» в данном контексте подразумеваются властные структуры, в первую очередь, регионального уровня, с которыми чаще всего взаимодействуют и «общаются» представители бизнеса в регионах. Причем важно отметить, что в разных ситуациях имеется в виду и исполнительная, и законодательная власть, в случае отсутствия иных упоминаний. В контексте исследования точки зрения бизнеса, понятие «власть» воспринимается как что-то целое, не разъединённое на ветви, схожее понятию «authorities». В контексте же власти важно отдельно отмечать вид власти, о котором идет речь, в виду совершенно иного отождествления понятия «власть». Об общности восприятия разных ветвей власти с точки зрения бизнеса, говорит также то, что нередко предприниматели складывают впечатление о власти в регионе (а иногда даже о власти в стране в целом) по личному опыту общения с отдельными представителями как исполнительной, так и законодательной власти.
Обратим внимание, что крупный бизнес может общаться с властью напрямую, в то время как средний бизнес только через посреднические площадки. Но данные площадки не дают необходимых возможностей для эффективного ведения бизнеса.
Следует отметить, что это различие стоит рассматривать в рамках возможности выбирать между неокорпоративной и плюралистической моделями отношений между государством и бизнесом. При этом крайне важно понимать, что обе модели могут серьезно варьироваться в каждом конкретном случае, в виду большого количества факторов, влияющих на сложившуюся модель. Стоит отметить, что помимо таких факторов как структура государства, институциональная среда групп интересов и обусловленное развитие, существенное влияние на разнообразие плюралистических и корпоративистских моделей могут оказать и особенности национальной экономики.
«Как форма согласованного действия агентов рынка, ассоциации бизнеса обладают двойным институциональным статусом. С одной стороны, они образуют одно из звеньев в механизме управления экономической системой наряду с рынком, иерархиями, сетью взаимных обязательств и т.д. С другой стороны, ассоциации служат одной из форм организации интересов. В этом качестве они выступают составной частью гражданского общества и политической системы», – утверждает А.Ю. Зудин в своей работе. При этом автор выделяет 4 генеральные функции ассоциаций бизнеса:
1. Рыночная координация,
2. Предоставление услуг,
3. Переговоры с профсоюзами,
4. Представительство интересов.
Государство стало корпоративистским. Изменение законодательства, практическое ограничение политической деятельности девальвировали акции граждан в том, что можно называть ОАО «Российское государство», и превратили последние в ЗАО. Собственность на российское государство перешла в руки к корпорации, неподконтрольной его собственникам – гражданам РФ.
В рамках данной системы отношений государства, бизнеса, НКО, различными группами интересов понимается иной корпоративизм (этим обуславливается возникновение термина «неокорпоративизм», в виду негативной окраски классического термина «корпоративизм»), который обычно и противопоставлен модели плюрализма, и рассматривается чаще всего в словосочетании «корпоративистская демократия» в развитых странах.
В данном случае, несмотря на немалое количество мелких бизнес-ассоциаций в России, все же, достаточно отчетливо наблюдаются черты неокорпоративной модели, однако, имеющей высокий уровень влияния неформальных отношений на принимаемые решения, а также высокий уровень бюрократии. Говоря об особенностях отечественного корпоративизма, один из главных специалистов по вопросам корпоративизма и неокорпоративизма в России Перегудов С.П., также высказывается в пользу вышеприведенного утверждения, называя сложившуюся в РФ модель корпоративно-бюрократическим симбиозом.
Принятие всеми акторами, участвующими во взаимодействии, общих и одинаковых «правил игры» – необходимый и жизненно важный шаг для полноценного и равно открытого для всех субъектов этого взаимодействия. Как уже говорилось, создание и функционирование подобного механизма является важнейшим шагом для организации взаимодействия между сторонами и в целом развитию взаимоотношений.
Показать больше