Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственные и муниципальные органы власти организации взаимодействуют с населением и обязаны поддерживать с гражданами тесную обратную связь. Только при ее наличии возможно эффективное исполнение обязательств перед народом и качественное и ориентированное на реально-существующие проблемы управление. Действующим законодательством определен достаточно широкий спектр форм и механизмов взаимодействия органов власти и население, использование которых позволяет населению интенсивно вовлекаться в решение различных вопросов обеспечения жизнедеятельности населения и развития территории. Обращения граждан относятся к данной категории и представляют собой не только одну из форм волеизъявления населения, но и способ обмена информацией и основанием для принятия решений. В практике государственного управления обращения могут быть представлены в разных формах, что отражает разнообразие запросов и потребностей.
В современной литературе представлен анализ обращений граждан, однако определенные аспекты, имеющие отношение именно корганизации формирования системы работы с такой обратной связью, не находят достаточного освещения и становятся особенно значимы для конкретных муниципальных образований, что обосновывает актуальность исследования.
В связи с этим представляется актуальным и интересным исследовать организацию работы с населением в государственных и муниципальных учреждениях.
Целью данной работы является – анализ современных форм работы с обращениями граждан в государственных учреждениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность управленческой деятельности,
- рассмотреть особенности организации работы с обращениями граждан,
- провести исследование организации работы с обращениями граждан на примере конкретного органа власти и управления.
Предметом исследования является деятельность по работе с обращениями граждан в администрации муниципального Тукаевского района Республики Татарстан.
Объект исследования – Администрация Тукаевского района Республики Татарстан.
Теоретическая база исследования представлена научными разработками и концепциями современных теоретиков и практиков государственного управления, такими как Зверинцева Т.Н., Зуйкина А.С., Маркварт Э.Н.., Швецов А.Н., Якунина А.В.
Нормативно-правовую основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон №136-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ (с последующими изменениями) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», другие нормативно-правовые акты.
Методы исследования, используемые в работе: исторический и сравнительный анализ, аналогии и синтеза.
Структура исследования включает три главы, заключение и список использованной литературы.
1. Теоретические основы организации работы с обращениями граждан в государственных учреждениях
1.1. Понятие и виды обращений граждан
Обращение в органы власти - одно из ключевых прав человека и гражданина, признанных международными нормативно-правовыми актами, Конституцией Российской Федерации и российским законодательством.
Каждый гражданин имеет право обратиться в органы власти и управления с любой формой обращения и получить ответ.
Для полноты изучения обращений людей госструктуры могут принимать решения, одним из которых является проведение проверочных мероприятий, необходимых для наблюдения за контролем, проверки выполнения принятых решений, изучения и обобщения обращений людей.
Обращения людей в госструктуры являются одним из важных составляющих любой развитой демократической страны. Актуальность научно-теоретического исследования института обращений людей в текущее время очевидна. Например, в законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» дает определение обращения от граждан.
Обращение гражданина - это письменное предложение, заявление либо жалоба, которая направляется муниципальному органу, местному органу власти либо должностному лицу, устная апелляция гражданина в муниципальный орган, орган местного самоуправления [11, С.50].
Согласно п.1 ст.4 «обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления» [3].
Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определены следующие виды обращений:
Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Самым распространенным видом обращения являются жалобы.
Новый общегосударственный закон описывает жалобу как запрос гражданина на восстановление либо защиту собственных нарушенных прав, свобод либо легитимных интересов остальных лиц.
Жалоба возникает в правоотношениях, которые возникают в итоге нарушения прав и легитимных интересов гражданина, которые были установлены и закреплены в нормативных актах, регулирующих права и личные интересы людей. Задачей жалобы является защита и восстановление прав.
Предложения описаны в законе как рекомендацию гражданина по улучшению законов и остальных законодательных актов, работе муниципальных органов и местных административных органов, развитию общественных отношений, улучшению общественно-финансовых и иных сфер управления.
Предложение является одной из важных форм реализации права людей на участие в управлении страной [12].
Заявление определено в законе № 59-ФЗ как просьба гражданина о поддержке в исполнении его конституционных прав и свобод либо сообщение о нарушениях законов, недочетах в работе муниципальных органов, местных административных органов и госслужащих.
Инициатива населения по волеизъявлению или проявлению интереса к определенным действиям органа власти, а также запрос на получение помощи или поддержки должны всегда находить отклик у получателя запроса – органов государственной и муниципальной власти. Это определяет ключевой принцип их работы: «служение народу».
Реализация этой деятельности должна обозначаться как приоритетная для каждого работника системы органов государственной и муниципальной власти, определять его деятельность.
1.2. Организация работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления
Институт обращений граждан содержит принципы, которые отражают главную специфику его работы. Одним из принципов института является принцип беспристрастного, полного и полноценного исследования ситуации, в отношении которой поступила апелляция от гражданина. Как следует, данный принцип влечет за собой основные обязанности органов государственной власти при рассмотрении обращений от граждан:
• осознать сущность обращения на пересмотр;
• дать ответ на все поставленные вопросы;
• востребовать нужные документы;
• провести выездные проверки, чтобы запросить разъяснения у подходящих лиц;
• привлекать к производству очевидцев, профессионалов, переводчиков [3].
Нормативными актами регламентированы основные аспекты управленческой деятельности в органах муниципального управления и их взаимодействие с субъектами внешней среды - населением:
- разработка регламентов, положений и программ (функция планирования),
- обеспечение координации и распределения полномочий, задач между структурными подразделениями органами и специалистами,
- планирование и распределение бюджета,
- контроль за исполнением регламентов, программ, бюджетов и т.п. [3].
Органы государственного и муниципального управления взаимодействуют с населением:
- осуществляя поиск и использование, предоставляемых ресурсов для выполнения своих задач,
- осуществляя деятельность по решению проблем местного сообщества,
- используя ресурсы рынка труда для привлечения персонала,
- выявляя потребности субъектов внешней среды, чтобы формировать программы, направленные на их удовлетворение,
- для осуществления партнерства и объединения усилий с коммерческими некоммерческими организациями для решения общих задач и проектов.
Таким образом, органы государственного управления по сущности своей деятельности призваны активно взаимодействовать с внешней средой и получать из нее ресурсы для выполнения своих задач и полномочий. Помимо потребительской функции, органы государственного управления также оказывают услуги населению и иным субъектам внешнего окружения.
В условиях активного распространения интернета и цифровизации во все сферы деятельности человека, процессы взаимодействия граждан с органами власти также подвержены влиянию объективных процессов. Государство со своей стороны предпринимает необходимые усилия для обеспечения коммуникаций с населением, получением обратной связи, достижения эффективного информационного обмена и, как следствие, удовлетворения потребностей населения на необходимом уровне.
В связи с этим Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлены требования по размещению органами власти в сети «Интернет» информации о своей деятельности, в том числе о составе такой информации. Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее – 59-ФЗ) установлен порядок реализации гражданами конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
Введение данных инноваций позволяет гражданам реализовывать свое право на обращение в органы власти максимальной доступным образом: в удобном для них месте через мобильный телефон и гаджеты с помощью интернет –ресурсов.
Однако, по мнению некоторых ученых, цифровизация конституционного права граждан РФ на обращение в органы власти «становится причиной увеличения количества обращений по наиболее проблемным вопросам – жилищно-коммунальной хозяйство, социальная сфера, тарифное регулирование, налоги, долевое строительство. Вследствие этого, значительно растет объем работы у сотрудников органов власти, при этом, по данным Росстата, не отмечается роста количества госслужащих. Итогом роста количества обращений без увеличения кадрового состава является невозможность объективного, всестороннего и, главное, своевременного, рассмотрения обращений, что, в свою очередь, порождает еще больше новых обращений (жалоб)» [17, с.19].
Таким образом, обращения граждан в совокупности регулирующих их правовых норм представляют собой сложный и достаточно разветвленный институт. На протяжении многих лет он функционирует и служит эффективным средством демократизации общества, формирования правового государства, широким каналом участия граждан в управлении делами общества и государства. В рамках деятельности муниципальных образования именно работа с обращениями граждан помогает понимать основные нужны и потребности и ориентировать работу на их удовлетворение. В связи с этим необходим анализ процессов работы с обращениями граждан и их совершенствование.
2. Анализ работы с обращениями граждан в муниципальном образовании на примере Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
2.1. Краткая характеристика Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Тукаевский муниципальный район
Райцентр: Набережные Челны (Яр Чаллы)
Территория: 172949 га.
Численность населения: по состоянию на 1 января 2020 года количество проживающих составляет 42511 человек
В муниципальном районе 23 сельских поселения, 88 населенных пунктов.
Тукаевский район расположен по Нижней Каме, на территории Восточного Закамья. Рельеф района равнинный, самая высокая точка района 245 м у пос. Новый. Из почв преобладают выщелоченные и оподзоленные черноземы, коричнево-серые и дерново-карбонатные почвы. На территории района имеется несколько, разрабатываемых месторождений нефти: у н.п. Бурдыбаш, Бурды, Мелекес, Малтабарово, по реке Шильна, у с. Тлянче-Тамак, Нижний Суык-Су, в лесах Кзыл Тау.
Основную часть территории района занимают земли сельскохозяйственного назначения – тыс 4636,8.га. Земли в черте населенных пунктов составляют 403,9 тыс.га , земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного значения – 86,1 тыс.га, земли лесного фонда – тыс 1219,3. га и земли водного фонда 402 тыс.га.
Основные проблемы района сконцентрированы в области управления жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройства, уборки и вывоза мусора,благоустройства прибренжной зоны рек.
Администрация Тукаевского района (далее - Администрация) является территориальным структурным подразделением (органом), осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории Тукаевского района Республики Татарстан.
Администрация руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законами Республики Татарстан.
Организационная структура управления представлена линейно-функциональным типом (рисунок 1)
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 года с историко-правовым комментарием. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Информационная система «КонсультантПлюс»
3. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант+ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 10.04.2020)
4. Федеральный закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ (с последующими изменениями) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ. - 2009. - № 7. - Ст. 26.
5. Указ от 28.04.2008 г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» № 6076// Консультант Плюс
6. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р. Программа «Цифровая экономика РФ» [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pf (дата обращения: 15.02.2020).
7. Положение об Администрации Тукаевского района / Внутренние информационные ресурсы [Электронный ресурс] https://tukay.tatarstan.ru/dokumenti-reglamentiriruyushchin.htm (дата обращения 14.02.2022).
8. Доклад Правительства РФ о ходе работы по выполнению Указа Президента России от 21 августа 2012 года №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Консультант Плюс
9. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – С. 45
10. Безруков А. В.; Савоськин, А. В.; Мещерягина, В. А.. Конституционное (уставное) законодательство субъектов Российской Федерации о праве граждан на обращение: состояние и развитие // Российское право: образование, практика, наука. - 2020. - № 3. - С. 50-57
11. Василенко Л.А., Зотов В.В. Цифровизация публичного управления в России: риски, казусы, проблемы. Цифровая социология // Digital Sociology. – 2020 – №3(2)- С.4-16
12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 5-е изд., стер. - М.: Магистр: ИФРА-М, 2019. - 576 с.
13. Государственная и муниципальная служба: Учебник / Ю.Н. Щербаков. – 2-е изд. –Ростов н/д: Феникс, 2018. – 254 с.
14. Дубенюк, А. В. Проблемы реализации прав граждан на обращение в органы государственной власти / А. В. Дубенюк. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 2 (26). — С. 6-9Калашников С.В. — Административно-правовой механизм реализации права граждан на обращения в органы государственной власти в Уральском федеральном округе: особенности правового регулирования // Административное и муниципальное право. – 2021. – № 3. – С. 32 - 46.
15. Колмогоров О.И. Цифровизация обращений граждан в органы власти: проблемы и пути их решения // Гипотеза. – 2020. - №1 – С.19-24
16. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2019. С.63-68
17. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.; Ростов н /Д.: Изд. Центр «Март», 2007. – 608 с.
18. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
19. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева и др. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 735 с.
20. Фролова Н.И. Выявление лучших практик организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти субъектов Российской Федерации // Электронный научно-практический журнал «ИнноЦентр». 2019. № 2 (23). С. 21-29.
21. Хашева И.А., Ковалева А.В. Оценка населением эффективности деятельности органов местного самоуправления как фактор развития гражданского общества // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции г. Новосибирск, 28 сентября, 25 октября 2016 г. С.57
22. Чепурнова Н.М. Конституционное право граждан на обращения в механизме государственного управления и обеспечения законности в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2018. No. 3. pp. 68-73.
23. Булавина А.И. Совершенствование работы с обращениями граждан в органах государственной власти // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(59). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(59).pdf (дата обращения: 28.04.2022)
24. Ганина С.В., Коваль Е.А. Цифровизация порядка работы с обращениями граждан в органах прокуратуры РФ// Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2020. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-poryadka-raboty-s-obrascheniyami-grazhdan-v-organah-prokuratury-rf (дата обращения: 12.05.2022).
25. Информация об обращениях граждан, поступивших в Администрацию Тукаевского района// https://tukay.tatarstan.ru/informatsiya-ob-obrashcheniyah-grazhdan.htm (дата обращения: 12.05.2022)
26. Официальный сайт Администрации Тукаевского района // https://tukay.tatarstan.ru/ (дата обращения: 12.05.2022)
27. Титова С.В. Достоинства и недостатки в работе с обращениями граждан на территории муниципального образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №2-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dostoinstva-i-nedostatki-v-rabote-s-obrascheniyami-grazhdan-na-territorii-munitsipalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.05.2022).